Если в гараже машина не только хранится, но и ремонтируется, вам необходимо электричество. Иначе работать неудобно, а иногда и опасно. Электропроводка в гараже позволит использовать помещение не только для починки авто, но и как мастерскую, место отдыха.
Если провести проводку в гараже планируется полностью собственными силами, единственный вариант — вести кабель из жилья. Подключение к общей сети потребует использования услуг профессионалов и обойдется достаточно дорого: нужно будет оплачивать труд нескольких электриков, аренду землеройной или подъемной техники. Все это стоит почти столько же, сколько и само строение. Кроме этого, перед тем как сделать проводку в гараже, придется получить несколько разрешений. Зато можно создать сеть, которая не будет отключаться при запуске мощной техники.
Перед началом работы подготовьте следующее:
план гаража (можно начертить самостоятельно);
инструмент
плоскогубцы;
набор отверток;
бокорезы;
молоток и зубило;
дрель или болгарку;
метизы — саморезы, шурупы, гайки;
изоленту, термоусадочные трубки;
отвертку-индикатор.
кабели (об их выборе написано ниже);
розетки, выключатели;
автоматические выключатели и устройства защитного отключения (УЗО).
Когда создается проводка в гараже своими руками, главное — внимательность в расчетах. Перепроверьте все 10 раз перед тем, как начать непосредственный монтаж. Правильный расчет и план позволят оптимизировать затраты, не покупать все самое дорогое, возможности которого не будут использованы.
Подбор кабелей, УЗО и автоматов
Рекомендуется делать отдельные линии для освещения и розеток. Так удастся немного сэкономить на проводах, защите.
Принцип выбора кабелей, УЗО и автоматов — обеспечение достаточной номинальной нагрузки на сеть. Поэтому первое, что нужно сделать — сложить мощности всех инструментов, которые будут применяться одновременно. То же сделать с освещением. К полученным цифрам прибавить 20—30%. Сумма чисел — общая мощность, которую должен выдерживать основной кабель, подведенный к гаражу. По отдельности — это мощности линий освещения и розеток.
Чем больше сечение кабеля, тем выше нагрузка, которую он может вынести. Подбирайте подходящие изделия для общего провода, двух линий по таблице, представленной ниже.
Второй важный момент выбора проводников — тип их изоляции. Для внутренней проводки подойдут небронированные кабели.
Внешняя часть
Внешнюю часть проводки в гараже своими руками создать не удастся — никто не даст разрешения самостоятельно подключаться к общей сети. Этим должны заниматься профессионалы. Поэтому, если создается независимая от жилища сеть, владельцу остается только ознакомиться с существующими вариантами прокладки. Полезно знать о применяемых стандартах и правилах — это поможет подсчитать приблизительную стоимость создания, проконтролировать работу специалистов, не попасться на обман.
Если провода ведутся из жилища, вполне реально все сделать самостоятельно. Принцип работы, по сравнению с подключением к магистрали, не меняется.
Проводку прокладывают по воздуху или под землей. Первый способ менее надежен и дороже обходится — нужны столбы, дополнительные комплектующие. Для установки опор придется нанимать помощников. Метод оправдан, если на земле установлено твердое покрытие (асфальт, плитка).
Создание подземной проводки — трудоемкий процесс, но этот труд можно осилить самостоятельно. В земле используют бронированный кабель с несколькими слоями экранировки, например ВБбШвнг.
Воздушная линия
Если гараж удален от точки подключения (воздушной ЛЭП, квартиры, дома) более чем на 2,5 метра, необходимо устанавливать дополнительные опоры. Это обязательно по нескольким причинам:
свисающий провод опасен для окружающих;
будучи проведенным по воздуху, провод испытывает нагрузки растяжения. Если они слишком высокие, жила быстро повредится, потеряется площадь сечения и одновременно повысится сопротивление. Это приведет к перегрузкам, КЗ.
Количество опорных столбов подбирается индивидуально. Необходимо обеспечить достаточное расстояние от провода до земли:
2,75 м вблизи гаража;
3,75 м над пешеходными зонами;
6 м над дорогой.
В гараже нужно создать отверстия для ввода сети. Вход должен располагаться на минимальной высоте в 2,75 метров. Если гараж ниже, необходимо установить трубостойку. Она представляет собой стальную трубу с загнутым концом. С её помощью можно завести сеть даже через крышу. Отверстия лучше сверлить под углом, так удастся исключить попадание влаги в помещение. Вход изолируют отрезком полимерной или резиновой трубы и заделывают алебастром.
На гараже должны находиться изоляторы. Они крепятся с помощью крючков. Минимальное расстояние между элементами — 200 мм.
Подземная линия
Кабель проводится в канаве глубиной не менее 0,8 метров. На дно нужно уложить плотный слой песка толщиной 0,1 м. Песчаная подушка необходима для того, чтобы провод не ушел глубже под землю. Это не страх его потерять — просто при углублении изделие натянется, а оно не рассчитано на испытание нагрузок натяжения.
Для подземной проводки понадобится бронированный кабель, экранированный от внешних электромагнитных воздействий, гуляющих токов. Сам провод укладывают в защитный короб из стали, специальный шланг из полиэтилена низкого давления или поливинилхлорида.
В гараж кабель вводят через заранее подготовленное отверстие в фундаменте. Как в случае с воздушной проводкой, вход нужно заизолировать, а лучше сделать его герметичным.
Создаем внутреннюю сеть
Процесс создания внутренней сети стандартный. Состоит из нескольких этапов:
Создание схемы. Ни один профессионал не возьмется за дело, пока не создаст план. В ходе этого процесса удастся все детально продумать, предотвратить возможные ошибки, учесть особенности помещения.
Установка счетчика. Он понадобится, если создается независимая сеть. Если же делалась разводка от квартиры, монтаж прибора опционален. Он позволит контролировать количество энергии, которую вы тратите конкретно на машину. За монтажом этого устройства придется обращаться в городскую службу или лицензированную частную организацию. Это связано с тем, что на каждом счетчике есть пломбы, целостность которых должны заверить после установки.
От счетчика делают разводку на автоматы. К каждой линии подключается отдельное устройство.
Установка УЗО и автоматических выключателей. Устройство защитного отключения спасет от пожара при перегреве проводки, а автоматы — от коротких замыканий. Оба типа оборудования обязательны для применения, так как в гараже используется мощная техника.
Прокладка проводов.
Проверка системы. Следует нагрузить проводку на рассчитанный максимум — включить все освещение, мощную технику.
Создаем план
Перед тем как сделать своими руками проводку в гараже, создайте схему. Без неё вы сделаете много ошибок. Схема создается по следующему алгоритму:
Начертить план строения в удобном для разметки масштабе. Например, в пропорции 1:10 (1 см = 0,1 м) чертеж стандартного гаража поместится на листе формата А3.
Решить, какие розетки необходимы. Если в гараже есть яма, полезно будет её осветить. Также понадобятся розетки под электроинструмент и настольное освещение, устройства защитного отключения. Не нужно забывать о развлечениях — радио, телевизор, возможно, холодильник.
Обозначить расположение розеток, стационарного освещения (подключенного напрямую к сети), проводов. Используйте общепринятые знаки — при ремонте электрику не понадобится ваша помощь, чтобы прочесть план.
Можно не придумывать все самостоятельно, а воспользоваться уже существующими решениями. Ниже представлено несколько схем. Просто подкорректируйте их в зависимости от особенностей гаража, расположения в нем стеллажей, мебели, крупной техники.
Монтаж устройств и проводов
УЗО и автоматы монтируются в специальном ящике. Он защитит устройства от повреждений, влаги, пыли. Устанавливать изделия просто на стене опасно, так как условия работы проводки в гараже можно сравнить с уличными. Подключение проводов производится через специальные клеммы. Ничего сложного в этом процессе нет.
Если гараж построен из кирпича или бетона, можно сделать скрытую проводку. Она безопасна и удобна. Но для гаража подойдет и открытый вариант — эстетика в помещении не так важна, зато внешнюю сеть легче ремонтировать, обслуживать, расширять.
Открытый монтаж электропроводки в гараже можно выполнить в защитных трубах или лотках. Если знать, как правильно соединять первые, они герметично закроют систему, не допустят пыль и влагу к подключаемой системе. Но в трубах сложнее протягивать кабель. Лотки удобнее в монтаже — их просто прибивают к стенам, после чего вставляют кабель и закрывают крышкой.
Последний шаг — заземление сети
Заземление в гараже необходимо, так как он более подвержен воздействиям внешних токов, чем квартира или дом. Нужно забить в землю недалеко от помещения двухметровую стальную трубу и прикрепить к ней провод. Кабель заводится в гараж, подключается к счетчику.
Главное — безопасность
Соблюдайте правила техники безопасности. Даже если кажется, что все под контролем, не пренебрегайте элементарными действиями. Каждое правило — это опыт людей, с которыми произошел несчастный случай.
Все работы выполняются при отсутствии напряжения в сети. Ток включают только после того, как проводка разведена и присоединены все розетки, осветительные приборы, выключатели.
Все повороты системы должны иметь угол 90°. Провода прокладываются строго параллельно или перпендикулярно земле.
Работайте в удобной одежде, которая не сковывает движения и которую не жалко испачкать. Особо важно, когда делаете крепления на опорах.
Все поврежденные кабели, электроустановочное оборудование с дефектами следует выбросить (или отдать на ремонт специалистам). Сколько бы они ни стоили.
Рукоятки ручных инструментов должны иметь резиновую изоляцию. При ударе током она спасет жизнь. Можно дополнительно усилить защиту используемых инструментов, перемотав их ручки изолентой.
Используйте устойчивые стремянки и помосты при работе на высоте.
Соединяйте провода с помощью специальных приспособлений — клеммников, СИЗ-колпачков и т. д. Скрутка — очень ненадежный вариант, от которого отказался весь мир.
Совершенно реально создать проводку в гараже своими руками. Главное, использовать при работе исправные инструменты и приспособления, не скупиться на мелочах по типу изоляторов и соединителей, полностью соблюдать все правила техники безопасности.